Метлина Л. С. Математика в детском саду. М.. Просвещение, 1984, стр. 131.
Программное содержание
Образовательные задачи:
- показать образование числа 10;
- научить вести счёт предметов в пределах 10, согласовывая числительные с существительными в роде и падеже;
- упражнять в подборе предметов, равных по длине;
- учить устанавливать соотношения по длине между парами предметов.
Развивающие задачи:
- продолжать развивать речь, память , логическое мышление, мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать активность, инициативность, бережное отношение к раздаточному и демонстрационному материалу.
Активизация словаря: ввести в речь детей слова и словосочетания «длиннее, короче, самый длинный, самый короткий, равный по длине».
Предварительная работа: упражнение в счете в пределах 9, во время дежурства по столовой обратить внимание детей на то, что тарелок, чашек, ложек и вилок на столах столько же, сколько и детей, дидактические игры «Накроем стол для чая», «Соберем кукол на прогулку», подвижная игра «Бездомный заяц».
Оборудование: фланелеграф на подставке, колокольчик, стол.
Материалы: цветные изображения 10-ти мальчиков и 10-ти фуражек, пальто больше чем мальчиков и фуражек, по одной паре детских сапог, ботинок и босоножек, картинки с изображением сапог, ботинок, босоножек, три пары шнурков – для воспитателя, по 3 пары шнурков разной длины на каждого ребенка.
Организация детей: занятие проводится со всей группой в свободной обстановке.
Ход
1 часть. В свободной обстановке.
В центре группы стоит фланелеграф на подставке. На фланелеграфе закреплены в один ряд 8 цветных изображений мальчиков, на некотором расстоянии от них – 9 изображений фуражек. Воспитатель собирает детей перед фланелеграфом:
В - Ребята, посмотрите, что здесь закреплено? (мальчики, дети, фуражки, кепки).
В - Верно, здесь закреплены мальчики и фуражки. Дети, а как узнать хватит ли мальчикам фуражек? Как узнать? (нужно посчитать мальчиков и фуражки).
В - Верно, нужно сосчитать, сколько мальчиков и сколько фуражек. Агата сосчитай мальчиков, а Миша будет считать фуражки (дети считают).
Агата – У меня получилось 8 мальчиков.
Миша – А у меня - 9 фуражек.
В - Верно, здесь 8 мальчиков и 9 фуражек. Какое число больше, какое меньше: 8 или 9? Как проверить? (нужно приложить фуражки к мальчикам).
В - Верно, нужно «надеть» мальчикам фуражки. Маша, надень фуражки мальчикам (выполняет).
Маша – Одна фуражка оказалась лишней.
В – Почему одна фуражка оказалась лишней? Какое число больше? Какое меньше? (9 больше 8-ми, одного мальчика не хватает).
В – Верно, 9 больше 8-ми, а 8 меньше 9-ти. Если к 8-ми мальчикам подойдет еще один (добавляет одного мальчика), сколько их будет? (мальчиков будет тоже 9).
В – Верно, их стало 9. Хватит ли теперь фуражек всем мальчикам? Почему? (да, всем мальчикам хватит фуражек, потому что фуражек и мальчиков поровну).
В – К 9-ти мальчикам подошел еще один (добавляет изображение мальчика), сколько их стало? Почему? (мальчиков стало 10, потому что пришел еще один мальчик).
В – Верно, к 9-ти мальчикам подошел еще один и их стало 10. А изменилось ли число фуражек? Почему? Сколько их? Хватит ли всем мальчикам фуражек? (нет, фуражек не хватит всем мальчикам, их всего 9, а мальчиков 10).
В – Какое число больше, 9 или 10? Как сделать, чтобы мальчиков и фуражек было поровну? (10 больше 9-ти, нужно добавить еще одну фуражку).
В – Верно, 10 больше 9-ти, Антон, добавь одну фуражку (выполняет). Что теперь можно сказать про фуражки и мальчиков? (мальчиков 10 и фуражек тоже 10, поровну мальчиков и фуражек).
В – Верно, мальчиков и фуражек поровну. Если уйдет один мальчик из 10-ти, сколько их останется? Сколько стало мальчиков? (убирает одного мальчика). Почему? (мальчиков станет 9, потому что один ушел).
В – Как получилось 9 мальчиков? (одного мальчика убрали).
В – Больше мальчиков или фуражек? (фуражек больше, их 10, а мальчиков меньше, их 9).
В – Мальчик вернулся, сколько их стало? Почему? (мальчиков стало 10, один мальчик пришел).
В – Сколько нужно принести пальто, чтобы хватило всем мальчикам? (нужно принести 10 пальто).
В – Гера, принеси столько пальто, чтобы хватило всем мальчикам (выполняет).
В – Гера, сколько пальто ты принес? Почему? (Я принес 10 пальто, потому что мальчиков 10).
В – Всем ли мальчикам хватит пальто? Давайте все вместе сосчитаем их (дети считают пальто). По сколько у нас разных предметов? (всех предметов по 10).
В – Верно, всех предметов у нас по 10. До какого числа мы сегодня научились считать? (мы научились считать до 10-ти).
В заключение воспитатель предлагает послушать стихотворение Я. Райниса «Десяток»:
Вот задача для ребяток:
Как нам сосчитать десяток?
Один, два, три!
А за ними – посмотри,
Ждут четыре, пять и шесть –
Их нам надо быстро счесть.
Дальше будет семь и восемь,
К ним и девять мы подбросим.
Единицу лишь прибавим
И десяток вмиг составим.
2 часть. Подвижная игра «Где звенит колокольчик?»
В – Давайте поиграем в игру «Где звенит колокольчик?». Помните, как играть в нее? (да, нужно закрыть глаза, послушать и сказать, где звенел колокольчик).
В – Верно, нужно закрыть глаза, внимательно послушать, где звенит колокольчик, открыть глаза и сказать, где он звенел. Давайте начнем.
Дети закрывают глаза, воспитатель звенит колокольчиком над детьми, за спиной кого-либо из детей, сбоку от какого-либо ребенка, в ногах. Дети каждый раз говорят, где звенел колокольчик.
3 часть. Работа за столами. Игровое упражнение «Подберем подходящие шнурки».
На фланелеграфе закреплены изображения сапог, ботинок, босоножек, на столах у детей лежат по три пары шнурков разной длины, у воспитателя на столе стоят детские сапожки, ботинки и босоножки, лежат три пары шнурков, таких же, как и у детей.
В – Мой знакомый мальчик Сережа утром чистил обувь. Вытащил шнурки, чтобы не испачкать их, да и забыл какие шнурки от какой обуви.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает, какую обувь чистил Сережа – сапоги, ботинки, босоножки.
В – У каждого из вас на столе лежат шнурки, посмотрите, чем они отличаются? (шнурки разной длины).
В – Сколько шнурков нужно подобрать к каждой паре обуви? (каждой паре обуви нужно два шнурка).
В – Что нужно сделать, чтобы легче было подбирать шнурки? (нужно разложить их по длине, по парам).
Дети раскладывают у себя на столах пары шнурков одинаковой длины от самых коротких до самых длинных.
В – Как вы разложили шнурки? (мы положили пары шнурков сначала самые короткие, потом длиннее, и самые длинные). Соня, подойди к моему столу и разложи шнурки по парам (выполняет).
В – Молодец, Соня, ты правильно разложила шнурки. Как ты раскладывала шнурки? (сначала я подобрала одинаковые по длине шнурки, а затем положила самые короткие, подлиннее и самые длинные шнурки). Теперь подберите шнурки к каждой паре обуви.
Дети опытным путем на столе воспитателя подбирают и вставляют шнурки в каждую пару обуви.
В – Лиза, какие шнурки ты подобрала для босоножек? (для босоножек я подобрала самые короткие шнурки).
В – Почему? (потому что остальные шнурки очень длинные).
В – Василиса, а для сапог какие шнурки подойдут? Выйди, подбери шнурки для сапог (выполняет). Расскажи, что ты сделала?
Василиса - Для сапог я подобрала самые длинные шнурки, потому что сапоги высокие.
В – А почему не подойдут другие шнурки? (они короткие, не хватает, чтобы завязать доверху сапоги).
В - Гриша, какие шнурки подойдут ботинкам? Подойди, подбери шнурки (выполняет). Теперь расскажи о том, что ты сделал.
Гриша – Для ботинок подойдут не самые короткие и не самые длинные шнурки.
В – Верно, Гриша, для ботинок нужны средние по длине шнурки, они не самые длинные и не самые короткие по длине. Молодцы ребята, вы правильно подобрали шнурки, вы хорошие помощники – помогли Сереже подобрать к каждой паре обуви нужные шнурки.
Подведение итогов.
В – Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (мы считали мальчиков и фуражки, учились получать 10 предметов).
В – Как мы получили 10 предметов? (мы к 9-ти предметам добавляли еще один предмет).
В – Верно, добавляя один предмет к 9-ти предметам, мы получали 10 предметов. Что еще мы делали? (играли, говорили, где звенит колокольчик). А где звенел колокольчик? (он звенел вверху, внизу, сзади, сбоку, справа, слева).
В – Чем еще мы занимались? Что делали? (помогали Вашему знакомому мальчику Сереже подобрать шнурки к сапогам, ботинкам и босоножкам).
В – Какие были шнурки? Как мы их подбирали? (шнурки были разные по длине, короткие, подлиннее, самые длинные, мы их сначала подбирали по парам по длине, а затем каждую пару шнурков примеряли к каждой паре обуви). Какие шнурки подошли к какой паре обуви?
Агата – Самые короткие шнурки подошли босоножкам.
Федя – А самые длинные шнурки – сапогам.
Андриан – А средние по длине шнурки подошли к ботинкам.
В – Верно, ребята, самые короткие шнурки подошли босоножкам, средние по длине – ботинкам, а самые длинные – сапогам. Вам понравилось помогать Сереже? (да, понравилось). Почему вы смогли помочь ему? (мы умеем сравнивать шнурки по длине, умеем вставлять их в обувь, нам нравиться помогать друзьям). Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, в следующий раз мы будем выполнять другие задания.
|